Вестник Мигранта
Уважаемые читатели! С 1 ноября изменились правила оформления РВП и ВНЖ. В статьи вносятся правки. * * * Умный мигрант — для России талант! Шагайте в ногу со временем, читайте "Вестник Мигранта"! Первыми узнавайте о новостях и изменениях в законодательстве. Знания — сила! От знаний уйдёшь - под депорт попадёшь!

Искать статью:

7 Вопросов #140: вопросы и ответы по миграционному законодательству


Сто сороковой выпуск из цикла "7 Вопросов".

7 Вопросов, или "Вопрос - ответ" - это традиционная рубрика портала "Вестник Мигранта", в которой я отвечаю на письма, присланные читателями.  Читать длинные статьи нравится не всем. В этой рубрике мои ответы будут краткими, но чёткими. 


Для тех, кто хотел бы материально поблагодарить любимый блог:

Сделать это (сумма - на ваше усмотрение) вы можете любым удобным способом: 

СБЕРБАНК 5469 3800 1303 8020
QIWI кошелек +79654342301
Яндекс деньги 410015063939763


Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.

Вопрос №1. Здравствуйте, есть ли у вас регламентированное заявление о замене вида на жительство на бессрочный?


Отвечаю: Это заявление пишется в свободной форме. Например, вот так >>>

Вопрос №2. гувм мвд рф это паспортно визовая служба?


Отвечаю: Грубо говоря, да.

Вопрос №3. Должна ли принимающая сторона подавать сведения об убытии иностранного гражданина? Моя сестра сдает квартиру украинцам. Когда они уедут, она должна сообщить об этом?


Отвечаю: Уведомление подается инициативно >>>. Также статья в тему: Уведомление об убытии: в чем его плюс для принимающей стороны? >>>

Вопрос №4. Как доехать до ММЦ Сахарово от Лесопарковой на такси?


Отвечаю: Если под такси вы подразумеваете частников, то они сами вас встретят при выходе из метро и поведут в свою машину (весьма настойчиво). Если вы про яндекс, убер и т.д., то вызываете как обычно (через приложение или путем звонка).

Вопрос №5. Может ли студент московского вуза очник из Туркменистана подать в России на РВП без квоты,имея статус переселенца?


Отвечаю: С 1 ноября может >>>


Вопрос №6. Как там новости про студентов, они уже могут работать без РНР?

Вопрос №7. Пустят в Россию узбека без загран паспорта?


Отвечаю: Нет.

Чтобы увидеть свой вопрос на сайте, задавайте его в нашей группе ВКонтакте. Рубрика выходит каждую пятницу в 18:00 по московскому времени.

Подписывайтесь на Вестник Мигранта в социальных сетях:

    



Читать далее »

Белорусы и украинцы смогут получить российское гражданство в упрощённом порядке


Граждане Украины и Беларуси, свободно владеющие русским языком, не будут проходить собеседование для получения статуса носителей русского языка. Законопроект об этом Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на пленарном заседании 12 февраля.


С мая 2014 года статус носителей русского языка получили около 80 тысяч иностранцев, из которых 47 тысяч — выходцы с Украины. Сегодня более 172 тысяч украинцев и около 32 тысяч белорусов имеют вид на жительство в России и претендуют на получение гражданства РФ. Статус носителя русского языка позволяет приобрести гражданство России в упрощённом порядке.

Законопроект предлагает освободить граждан Беларуси и Украины от прохождения собеседования на знание языка. Это позволит упростить процесс их приёма в российское гражданство и сократить административные издержки государства.
Читать далее »

Миграционная статистика - 2019


На официальном сайте МВД России опубликованы отдельные показатели миграционной ситуации за 2019 год.

Источник: телеграм https://t.me/mgrntrunews

ТОП-5 показателей в зависимости от страны гражданства выглядит следующим образом:

РВП. Всего выдано 244 691 разрешение:
1. Украина – 53 915 разрешений (22%).
2. Казахстан – 48 901 разрешение (20%).
3. Таджикистан – 46 004 разрешения (18,8%).
4. Узбекистан – 25 022 разрешения (10,2%).
5. Азербайджан – 17 987 разрешений (7,4%).

ВНЖ. Всего выдано 184 362 вида:
1. Украина – 53 378 видов (29%).
2. Таджикистан – 29 635 видов (16,1%).
3. Узбекистан – 20 888 видов (11,3%).
4. Азербайджан – 14 893 вида (8,1%).
5. Казахстан – 14 450 видов (7,8%).

Гражданство. Всего принято (восстановлено, признано) в гражданство 497 817 человек:
1. Украина – 299 422 человека (60,1%).
2. Казахстан – 50 492 человека (10,1%).
3. Таджикистан – 44 707 человек (9%).
4. Армения – 24 024 человека (4,8%).
5. Узбекистан – 19 388 человек (3,9%).

ТОП-5 показателей по регионам России выглядит следующим образом:

РВП. Всего выдано 244 691 разрешение:
1. Московская область – 17 438 разрешений (7,1%).
2. г. Москва – 14 699 разрешений (6%).
3. г. Санкт-Петербург и Ленинградская область – 13 042 разрешения (5,3%).
4. Новосибирская область – 11 439 разрешений (4,7%).
5. Челябинская область – 9 142 разрешения (3,7%).

ВНЖ. Всего выдано 184 362 вида:
1. Московская область – 19 158 видов (10,4%).
2. г. Москва – 16 750 видов (9,1%).
3. г. Санкт-Петербург и Ленинградская область – 14 588 видов (7,9%).
4. Краснодарский край – 10 758 видов (5,8%).
5. Республика Крым – 6 633 вида (3,6%).

Гражданство. Всего принято (восстановлено, признано) в гражданство 497 817 человек:
1. Ростовская область – 166 727 решений (33,5%).
2. Московская область – 31 891 решение (6,4%).
3. Краснодарский край – 17 919 решений (3,6%).
4. г. Москва – 17 144 решения (3,4%).
5. г. Санкт-Петербург и Ленинградская область – 16 037 решений (3,2%).

Если сравнивать статистику за 2018 и 2019 годы, то наиболее ярко выделяется практически двукратная разница в количестве решений о приеме в гражданство РФ. Конечно же, это произошло в основном благодаря Указу № 183, что также подтверждается статистикой по регионам: Ростовская область, где выносились решения по этому указу, лидирует с более чем пятикратным отрывом.

Относительно распределения по странам изменений не произошло.

А вот в распределении по регионам произошел ряд изменений. В частности, по количеству выданных РВП Москва обогнала Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а Воронежскую область вытеснила Челябинская. И по гражданству: из ТОПа ушли традиционно «переселенческие» регионы, а вошли упомянутая выше Ростовская область, а также Москва и Краснодарский край.
Читать далее »

Бланки можно бесплатно скачать на сайте ММЦ



Уважаемые подписчики! Напоминаем Вам, что бланки заявлений, необходимые для оформления разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства Вы можете бесплатно скачать на нашем сайте.

РВП: https://mc.mos.ru/ru/worker/mmc/residence-permit

ВНЖ: https://mc.mos.ru/ru/worker/mmc/residence-permit

Гражданство: https://mc.mos.ru/ru/worker/mmc/citizenship


Читать далее »

Иностранцев предлагают быстрее принимать в гражданство РФ



Сроки рассмотрения заявлений о приобретении гражданства в упрощённом порядке сократят до 3 месяцев. Это предусмотрено законопроектом, который Госдума планирует рассмотреть во втором чтении на одном из ближайших пленарных заседаний.

Сегодня сроки рассмотрения заявлений различаются в зависимости от оснований, на которых иностранцы приобретают российское гражданство. Чаще всего им приходится ожидать вердикта в течение полугода.

Теперь рассмотрение заявок на гражданство от иностранцев, которые получают его в упрощённом порядке, вне зависимости от основания будет длиться три месяца. Это будет работать в случае, если человек подал документы на территории России.

Для иностранцев, которые натурализуются через консульство, то есть за пределами РФ, срок рассмотрения заявлений также сократят — теперь он составит шесть месяцев.

Примечание Вестника: для этой категории он и так составлял 6 месяцев. А идея хорошая.
Читать далее »

Российское гражданство можно будет получить, не отказываясь от иностранного


Как стало известно “Ъ”, процедуру приема иностранцев в гражданство РФ существенно упростят. Получить российское гражданство можно будет, не отказываясь от уже имеющегося иного гражданства. Соответствующие изменения в закон «О гражданстве РФ» готовит правительство. В Белом доме “Ъ” сообщили, что работа на финальной стадии. Законопроект могут внести в Госдуму уже в этом месяце.

О подготовке правительством законодательных изменений, упрощающих гражданам других государств получение гражданства РФ, “Ъ” рассказали собеседники в рабочей группе по реализации Концепции государственной миграционной политики. Группа, в которую входят представители разных ведомств и парламентарии, была создана в марте 2019 года распоряжением президента Владимира Путина. Перед ней стоит задача привлечь в Россию как можно больше новых граждан — от 5 млн до 10 млн. Решают ее через изменение миграционных режимов и реформирование института гражданства.

В пресс-службе правительства, куда “Ъ” обратился с запросом, подтвердили информацию о готовящихся изменениях.

Речь идет о том, чтобы признать утратившим силу пункт «г» части первой статьи 13 закона «О гражданстве Российской Федерации». Согласно ему, одним из условий приобретения иностранными гражданами российского гражданства является отказ от имеющегося у них иного гражданства.

«С учетом действующего уведомительного механизма подтверждения отказа от иностранного гражданства предлагается исключить требование об обращении соискателя российского гражданства в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него иного гражданства, в том числе для лиц, признанных носителями русского языка»,— говорится в полученном “Ъ” ответе пресс-службы Белого дома.

В правительстве отметили, что работа над законопроектом завершается, после согласования с администрацией президента он будет направлен в Госдуму. Там его уже ждут. «Мы хотим в весеннюю сессию этот вопрос закрыть, чтобы все желающие могли стать гражданами России. А соответственно, Россия что будет делать? Она будет своих граждан за-щи-щать»,— сказал “Ъ” вице-спикер нижней палаты Петр Толстой.

Глава думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, входящий в президентскую рабочую группу, рассказал, что еще в апреле прошлого года он обращался к президенту Путину с просьбой изменить закон «О гражданстве» таким образом, чтобы иностранные граждане не должны были отказываться от имеющегося гражданства при получении российского. «Речь шла о том, чтобы распространить это на всех в мире без исключения. Президент обещал посмотреть. После этого состоялся ряд заседаний, обсуждений в рабочей группе. Было принято решение подготовить законопроект, позволяющий получать гражданство РФ, не отказываясь от того, которое есть»,— сказал “Ъ” депутат.

По его словам, статью 13 закона «О гражданстве» могут ожидать и другие изменения: отмена требования о непрерывном проживании на территории России иностранца—соискателя гражданства РФ в течение пяти лет и пункта о необходимости подтверждения законного источника средств к существованию.

Господин Калашников уверен, что ожидающийся законопроект «будет революционным»: «Его ждут все соотечественники. В феврале он точно будет внесен в Госдуму. Все уже согласны: ФСБ, администрация президента. На Совбезе вопрос обсуждался».

Коллега Леонида Калашникова депутат Константин Затулин назвал готовящееся решение «правильным, давно назревшим и соответствующим здравому смыслу». «Продиктовано это тем, что мы заинтересованы в увеличении числа граждан России. Прежде всего за счет соотечественников,— отметил парламентарий в беседе с “Ъ”.— Это даст возможность паспортизировать диаспору за рубежом. Они хотят получить российское гражданство, но не могут, поскольку надо выйти из гражданства страны проживания. Миллионы русских живут за рубежом и хотели бы стать гражданами РФ».

Константин Затулин сообщил, что к депутатам поступают обращения от иностранцев, которые хотели бы стать россиянами, не лишаясь гражданства государств проживания: «Есть случаи, когда немцы, выехавшие в свое время из России и Казахстана, обращались к нам. Они довольно крупную общину в Германии составляют, но не все, что там происходит, им нравится. Ехали в одну, а теперь она другая. Они хотели бы вернуться, но не хотят для себя дверь в Германию закрывать: хотят быть гражданами России, но не хотят терять гражданство Германии».

Господин Затулин также напомнил о жителях непризнанного Приднестровья, которые не могут получить паспорт РФ, поскольку ранее получили гражданство Молдавии, предоставляемое приднестровцам по упрощенной схеме.

Начальник главного управления МВД РФ по вопросам миграции Валентина Казакова (также состоит в президентской рабочей группе) в интервью «Известиям», опубликованном 28 января, анонсировала дальнейшие изменения миграционного законодательства и закона «О гражданстве» — в сторону упрощения. По ее словам, планируется упростить процедуры приобретения гражданства РФ для жителей Молдавии, Казахстана, Украины и Белоруссии. «Это наши соседи, и число жителей этих государств, желающих приобрести российское гражданство, постоянно растет»,— отметила госпожа Казакова.

Активная работа российских властей над изменением миграционного законодательства, а также норм, регулирующих получение гражданства РФ, началась в 2018 году. Принятая тогда Концепция государственной миграционной политики (действует до 2025 года) предписывает открыть Россию для всех, кто хочет здесь жить и работать, упростить правила въезда, включая выдачу виз, а также процедуры предоставления российского гражданства. Миграционная политика, говорится в концепции, «должна быть направлена на создание благоприятного режима для добровольного переселения в РФ лиц, в том числе покинувших ее, которые способны включиться в систему позитивных социальных связей и стать полноправными членами российского общества».

Также в 2018 году президент Путин полностью замкнул миграционную политику на свою администрацию, а именно на управление президента по обеспечению конституционных прав граждан. С прошлого года этим подразделением руководит Татьяна Локаткина. Она же возглавляет президентскую рабочую группу по реализации Концепции миграционной политики, внутри которой обсуждаются и готовятся различные законодательные инициативы. В 2019 году президентом России было упрощено получение гражданства РФ высококвалифицированными иностранцами и лицами без гражданства. Кроме того, господин Путин своим указом упростил получение российского гражданства для жителей Донбасса. Также в прошлом году стал бессрочным вид на жительство — ранее он выдавался на пять лет.

Между тем в ближайшее время будут ужесточены требования к российским госслужащим, парламентариям и судьям: в январе Владимир Путин предложил внести в Конституцию поправки, согласно которым обладатели иностранного гражданства или вида на жительство не смогут занимать эти должности.

Примечание Вестника: Между прочим, новость про то, что российское гражданство можно будет получить, не отказываясь от иностранного, мы еще в октябре обсуждали и думали, какая от этого польза, кроме экономии 1000 рублей за отказ, составленный у нотариуса :)

Читать далее »

Брошюра для работодателей: работник с РВП, ВЖ, ВУ



К нам нередко обращаются мигранты с жалобами о невыплате заработной платы. Но с нарушениями трудовых прав сталкиваются не только иностранцы, которым требуется патент. Часто беженцы с официальным статусом и иностранцы с видом на жительство не могут даже устроиться на работу из-за сложностей с оформлением для нанимателей. Наши коллеги из благотворительной организации «Вера, Надежда, Любовь» подготовили памятку для работодателей, где разъясняют условия и процедуру приема иностранных граждан с разными статусами.


Примечание:

Полезная памятка.
Но обнаружил 2 косяка:
1) при РВП якобы требуется полис ДМС;
2) не знаю, когда выпустили эту памятку, но с сентября уведомления подаются в соответствии с Приказом МВД № 363, а не № 11.


1. Вопрос: Какими нормативно-правовыми актами работодателю необходимо руководствоваться при приеме иностранного гражданина на работу?

Основные нормативные акты РФ, регулирующие особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России, являются Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ), в частности гл. 50.1 ТК РФ, и Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее —Федеральный закон от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

2. Вопрос: На что в первую очередь необходимо обратить внимание при приеме на работу иностранного гражданина или лица без гражданства?

1. Для начала необходимо выяснить, на каком основании находится иностранный гражданин на территории Российской Федерации.

Необходимо четко понимать, что в зависимости от режима пребывания (проживания), иностранцев можно разделить на постоянно или временно проживающих на территории РФ и временно пребывающих на территории РФ, что следует из абз. 10, 11, 12 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

2. Какой документ в том или ином случае является документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

3. Необходимо знать какие разрешительные документы для оформления на работу необходимы данному лицу с тем или иным правовым статусом.

Обычно для привлечения иностранных работников организации надо получить разрешение на использование иностранных работников (п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ). Но из этого правила есть исключения.

Для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент для следующих категорий лиц:

тем, кто постоянно проживает в России на основании вида на жительство;
тем, кто временно проживает в РФ на основании разрешения на временное проживание;
имеющих статус беженца в РФ;
лицам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ.
4. Исходя из особенностей правового статуса иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, необходимо знать имеет ли право данное лицо осуществлять трудовую деятельность в пределах интересующего субъекта РФ.

3. Вопрос: Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства с видом на жительство?

Для начала необходимо разобраться, что такое вид на жительство? Согласно абз.8 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в РФ, а также их права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ.

Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность (пп.3 п.2 ст.10 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

П. 3 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ предусмотрено, что вид на жительство выдается без ограничения срока действия.

Постоянно проживающему в России иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 1 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Поскольку никаких ограничений законодательством не установлено, такой иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность на всей территории РФ.

4. Вопрос: Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства с разрешением на временное проживание?

Согласно абз.7 п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

В данном случае документом, удостоверяющем личность, будет:

1) документ, выданный иностранным государством лицу без гражданства (например, паспорт лица без гражданства, проездной документ) с отметкой о получении разрешения на временное проживание в РФ;

2) разрешение на временное проживание (в виде отдельного документа).

Срок действия указанного разрешения составляет три года (п. 1 ст. 6Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Временно проживающему в РФ иностранному гражданину для осуществления трудовой деятельности в РФ не требуется разрешение на работу или патент, при этом по общему правилу он может трудиться только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (пп. 1 п. 4, п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Такой иностранный гражданин может работать на территории других субъектов РФ в случаях, установленных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 № 564н. Например, согласно п. 2 Приложения к названному Приказу временно проживающий в РФ иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, если он выполняет работу по определенным профессиям и должностям, перечисленным в данном пункте, в следующих случаях:

а) работник направлен в служебную командировку.Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 40 календарных дней в течение 12 календарных месяцев;

б) постоянная работа выполняется работником в пути или носит разъездной характер и это определено его трудовым договором. Общая продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов указанного субъекта РФ в этом случае не может превышать 90 календарных дней в течение 12 календарных месяцев.

5. Вопрос: Особенности трудоустройства для иностранного гражданина со статусом беженца?

Беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может (не желает) пользоваться защитой этой страны вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего местожительства в результате подобных событий, не может (не желает) вернуться в нее вследствие опасений (п.1 ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее — Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1).

В данном случае документом, удостоверяющим личность, будет являться удостоверение беженца (п.7 ст.4 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на 3 года (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 № 356).

Лицу со статусом беженца для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 11 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ).

Данное лицо может осуществлять трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлен статус беженца (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).

6. Вопрос: Особенности трудоустройства для иностранного гражданина или лица без гражданства, находящегося на территории РФ на основании временного убежища?

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. (п.2 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Свидетельство выдается лицу, получившему временное убежище, на срок его предоставления, но не более чем на один год (п.2 Приказа МВД России от 28.09.2017 г. № 741 «Об утверждении Порядка оформления, выдачи и обмена свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации...»).

Для данной категории лиц документом, удостоверяющим личность, будет являться свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ (п.3 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1).

Лицу, получившему временное убежище, для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу или патент (пп. 12 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).

Осуществляет трудовую деятельность в пределах региона РФ, где состоит на учёте в территориальном миграционном органе в качестве лица, которому предоставлено временное убежище (исключения — работа по вахтовому методу, командировки, работа с осуществлением ежедневного проезда от места пребывания к месту работы и обратно).

7. Вопрос: Какие документы необходимы для заключения трудового договора с иностранным гражданином?

При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. ст. 65, 327.3 ТК РФ должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовая книжка, если нет, то работодатель должен оформить ее;

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования. Если это первое место работы у иностранца, то работодатель должен оформить страховое свидетельство;

4) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ (только для лиц с РВП). Этот документ не нужен, если работодатель заключил с медицинской организацией договор о предоставлении работнику-иностранцу платных медицинских услуг;

5) документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

6) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость (получать в ФКУ «Главный информационно—аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации» по адресу г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д.67).

7) справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые наказанию за указанные правонарушения, до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Документы воинского учета иностранным гражданам не требуются (ч.3 ст.327.3 ТК РФ). Для договора ГПХ запрашиваются те же самые документы, кроме трудовой книжки (основание — ст.65 ТК РФ).

8. Вопрос: Есть ли еще какие-нибудь особенности при заключении трудового договора с иностранными гражданами?

Есть еще несколько общих особенностей:

Трудовой договор может заключаться только с иностранцем, достигшим возраста 18 лет, если иное не установлено федеральными законами (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ, абз. 1 п. 4 ст. 13Федерального закона от 25.07.2002№ 115-ФЗ).
Трудовой договор с иностранным гражданином должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:
1) для иностранцев, временно пребывающих на территории России:

сведения о разрешении на работу или патенте, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 2 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
условие о предоставлении работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора, в том числе реквизиты договора (полиса) добровольного медицинского страхования или договора между работодателем и медорганизацией на предоставление работнику платных медуслуг (за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ). Названные договоры (полис) должны обеспечивать оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Это установлено ч. 2 ст. 327.2 ТК РФ;
2) для иностранцев, временно проживающих на территории России:

сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
3) для иностранцев, постоянно проживающих на территории России:

сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).

9. Вопрос:На какой срок работодатель может заключать трудовой договор с иностранным гражданином или лицом без гражданства?

Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это предусмотрено ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.

10. Вопрос: Кого и как необходимо уведомить о привлечении к трудовой деятельности или увольнении иностранного работника?

В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ работодатель обязан уведомлять территориальный миграционный орган о заключении или расторжении с иностранным гражданином трудового договора. Такое уведомление должно быть осуществлено путем направления соответствующего документа в бумажной или электронной форме в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения трудового договора в соответствии с приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 (формы уведомлений прилагаются — Приложение 1 и 2).

Согласно позиции Верховного Суда РФ, указанная обязанность возникает у работодателя и в том случае, когда отсутствует трудовой договор с работником в письменной форме (Постановление от 14.07.2010 № 25-АД10-6).

Формы и порядок подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11.

Сведения представляются в отношении каждого привлекаемого к работе иностранца. Бланк уведомления необходимо заполнить на русском языке разборчиво от руки или при помощи технических средств. Использование сокращений, зачеркиваний и исправлений не допускается. Это следует из п. п. 3, 4 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (лицами без гражданства) (далее — Порядок представления уведомлений), приведенного в Приложении № 15 к Приказу МВД России от 04.06.2019№ 363.

Если уведомление представляется на бумажном носителе непосредственно в подразделение по вопросам миграции, то лицу, которое его подает, необходимо предъявить документы, удостоверяющие его личность и полномочия, что следует из содержания п. 7 Порядка представления уведомлений. Подтверждением того, что уведомление получено, является справка о приеме уведомления (Приложение № 2 к Порядку представления уведомлений), выданная работодателю (заказчику работ (услуг)) или его представителю ответственным должностным лицом соответствующего подразделения. Это следует из абз.3 п. 8 Порядка представления уведомлений.

Если уведомление направлено в подразделение по вопросам миграции в электронной форме, то должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения такого документа, направляет электронное сообщение о приеме уведомления представившему его лицу. На это указано в п. 9 Порядка представления уведомлений.

11. Вопрос: Какая ставка НДФЛ применяется в том или ином случае?

В данном вопросе опять важно обратить внимание какой правовой статус у иностранного гражданина или лица без гражданства.

Для лиц, которые находятся на территории РФ на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание, НДФЛ рассчитывается по ставке 13%, налоговая база определяется нарастающим итогом с применением вычетов, так как обычно лица из данной категории являются налоговыми резидентами (находятся на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение года).

Если иностранец не является налоговым резидентом РФ, то налоговая ставка составит 30% и вычетов по НДФЛ не будет (ст.224 НК РФ).

Трудовые доходы (включая отпускные) работника, который получил временное убежище или статус беженца в РФ, облагаются НДФЛ по ставке 13%, независимо от того, является он налоговым резидентом или нет (абз.7 п. 3 ст. 224 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2016 № 03-04-06/18552).

12. Вопрос: Какие взносы необходимо оплачивать?

Для всех категорий иностранных граждан работодателю необходимо уплачивать следующие взносы:

в Пенсионный Фонд России —ставка 22% в рамках предельной величины и 10% сверх нее (пп.2 п.1 ст.425 НК РФ);
в Фонд обязательного медицинского страхования — ставка 5,1 % (пп.2 п.2 ст. 425 НК РФ);
в Фонд социального страхования — ставка 2,9 % (пп.3 п.2 ст.425 НК РФ)

13. Вопрос: Какая административная ответственность предусмотрена для работодателя в том или ином случае?

Нарушения
Лицо, привлекаемое к ответственности
Меры ответственности
Норма
Привлечение иностранца к трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу, патент или разрешение на временное проживание
Гражданин
Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Должностное лицо
Штраф от 25 тыс. до 50 тыс. руб.
Юридическое лицо
Штраф от 250 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Неуведомление или нарушение порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление необходимо в соответствии с федеральным законом
Гражданин
Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Часть 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо
Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.
Юридическое лицо
Штраф от 400 тыс. до 800 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Предусмотренные ч. 1 — 3 ст. 18.15 КоАП РФ нарушения, которые совершены в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской области
Гражданин
Штраф от 5 тыс. до 7 тыс. руб.
Часть 4 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо
Штраф от 35 тыс. до 70 тыс. руб.
Юридическое лицо
Штраф от 400 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных федеральным законом ограничений на осуществление иностранцами отдельных видов деятельности
Гражданин
Штраф от 2 тыс. до 4 тыс. руб.
Часть 1 ст. 18.17, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ
Должностное лицо
Штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.
Юридическое лицо
Штраф от 800 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Индивидуальный предприниматель
Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранце либо подложных документов, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния
Гражданин
Штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Часть 2 ст. 19.27, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ
Должностное лицо
Штраф от 35 тыс. до 50 тыс. руб.
Индивидуальный предприниматель
Юридическое лицо
Штраф от 350 тыс. до 800 тыс. руб.
14. Вопрос: Как уволить иностранного гражданина или лицо без гражданства?

Увольнение иностранного работника допускается по любому из общих оснований, предусмотренных ст. 77 ТК РФ, и оформляется в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ.

Вместе с тем есть ряд особенностей прекращения трудового договора с работником-иностранцем, в том числе специальные основания увольнения таких работников.


Категория иностранцев
Основания увольнения
Нормы
Все иностранцы
Приведение численности работников-иностранцев в соответствие с ограничениями на осуществление трудовой деятельности, установленными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ
Временно пребывающие в РФ
1. Приостановление, окончание срока действия, аннулирование разрешения на привлечение и использование иностранцев
2. Аннулирование разрешения на работу или патента
3. Окончание срока действия разрешения на работу или патента
4. Окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) ДМС либо прекращение действия заключенного работодателем с медорганизацией договора о предоставлении платных медуслуг
5. Невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ
6. Невозможность временного перевода работника в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ
Временно проживающие в РФ
1. Аннулирование разрешения на временное проживание в РФ
2. Окончание срока действия разрешения на временное проживание в РФ
Постоянно проживающие в РФ
1. Аннулирование вида на жительство в РФ
2. Окончание срока действия вида на жительство в РФ

Сроки прекращения договора при применении определенных оснований увольнения

Трудовой договор прекращается по истечении одного месяца со дня окончания срока действия (пп. 5 — 8 ч. 1, ч. 2 ст. 327.6 ТК РФ):

- разрешения на работу или патента;
- разрешения на временное проживание в РФ;
- вида на жительство в РФ;
- договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо договора о предоставлении платных медуслуг на территории РФ.

Работодатель обязан предупредить работника-иностранца в письменной форме не позднее чем за три календарных дня до увольнения по следующим основаниям (ч. 4 ст. 327.6 ТК РФ):

- невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с ч. 2 ст. 327.4 ТК РФ (п. 10 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ);
- невозможность временного перевода в соответствии с ч. 3 ст. 327.4 ТК РФ (п. 11 ч. 1 ст. 327.6 ТК РФ).

В некоторых случаях работодатель обязан выплачивать иностранным работникам выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка. Например, при увольнении в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, или в связи с отказом работника от продолжения работы по причине изменения определенных сторонами условий трудового договора (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).


Читать далее »

ТОП-5 ЭТОЙ НЕДЕЛИ

©2015 - 2020 Вестник Мигранта. Частная инициатива по просвещению иностранцев. Справочник и личный блог.
Перепечатка материалов сайта возможна без предварительного согласования при условии наличия активной индексируемой ссылки на этот сайт.