Тематические разделы

О некомпетентных журналистах и торопливых читателях


На днях на сайте "Известия" вышла статья об октябрьских изменениях в законодательстве. Есть там один любопытный абзац:
Отказ от гражданства одним заявлением

Обладателям российского паспорта будет достаточно подать письменное уведомление о выходе из гражданства другого государства, а не ждать годами ответа из той страны. Уведомление с 17 октября будут принимать органы МВД, в том числе по месту фактического пребывания, а не только по прописке.
Основной причиной принятия соответствующей поправки стали многочисленные случаи игнорирования запросов о выходе из гражданства Украины. Теперь уведомления российского МВД будет достаточно даже для того, чтобы устроиться на госслужбу и в правоохранительные органы.
Ужасная, кошмарная дезинформация. Журналист, который готовил обзор, перепутал нормативные акты. А остальные разнесли дезинформацию, не перепроверив ее.

Что на самом деле изменилось

Рассмотрим на примере, чтобы было понятнее.
ВАЖНО: в примере всё сильно утрировано, зато понятно.

У Васи два гражданства: российское и украинское. Он приехал из Украины в начале нулевых, гражданином России стал пару лет спустя...Вася давно мечтал пойти работать в полицию, но его не брали. Потому что есть ограничение: с несколькими гражданствами в полиции работать нельзя.
Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.
Наконец Вася перестал откладывать "на потом", собрался с духом, подкопил денег на пошлину за выход из гражданства Украины и на дорогу до украинского консульства. Долго собирал документы. Но капля камень точит: доехал, подал. Все сделал, как Ната Платонова описывала >>>. Прошел год. Позвонили ему из консульства, говорят, вам выход одобрили, приезжайте за солидной бумагой. Приехал, забрал. Украинский паспорт отдал (за помощь в написании этого абзаца благодарю Алексея Золина).

Потом пошел Вася в полицию устраиваться. Показывает им бумагу, которую в консульстве дали, мол, всё, я больше не гражданин Украины, берите меня на работу, я очень хочу!

Но в полиции отвечают ему грустно: "Извини, Вася, но мы по базе видим, что у тебя два гражданства. Тебе бы эту бумагу куда-то выше отнести..."

Пошел Вася "выше" искать выход из положения. Везде разводят руками: не существует такой процедуры, чтобы твою бумагу взять и убрать наличие иного гражданства из базы. Ни регламентов, ни бланков, ни порядка уведомления, ничегошеньки". Работай, Вася, дальше кладовщиком.

Приуныл Вася, что уж говорить. Но зато с 17 октября 2019 года он наконец сможет уведомить МВД о том, что больше не является гражданином Украины и устроиться на работу в полицию. Вот зачем этот закон.

Разъясняет эксперт Степан Макеев:

1) С "добровольным" отказом от гражданства этот закон никак не связан.
Возможность добровольного отказа (со сдачей иностранного паспорта на хранение в ОВД) и так уже более двух лет существует в ст.14 115-ФЗ, дополненной пунктом 1.1 (N 243-ФЗ от 29.07.2017 г. ).

Вопрос застопорился на уровне Правительства. Оно до сих пор не утвердило перечень причин для такого отказа и его форму. Хотя проект постановления с моими предложениями больше года висит на рассмотрении: https://regulation.gov.ru/p/78302

(в проекте действительно предлагалось "нотариально заверенную копию заявления в полномочный орган Украины об отказе от имеющегося гражданства Украины" приравнять к уважительной причине "отказа", а для неУкраинцев только отказ в выходе и нарушение срока процедуры по выходу из гражданства)

2) Нынешний закон совсем про другое. Назрела проблема. При подаче уведомления о наличии иного гражданства/ВНЖ лицо вносится в реестр лиц с двумя гражданствами. Со всеми вытекающими ограничениями по службе и т.п. А способов исключить человека (когда у него прекратится иное гражданство или истечет иностранный ВНЖ) из этого реестра не существует. Вот и добавили через 188-ФЗ возможность исключения из этого реестра. При подаче уведомления об исключении себя из перечня лиц с двумя гражданствами необходимо прилагать документ о прекращении иного гражданства (прекращении права на постоянное проживание в иностранном государстве).

Кратко разъясняет эксперт Нарек Мусинян:

Это всего лишь процедура, обратная процедуре уведомления о наличии второго гражданства.

ГДЕ НЕЛЬЗЯ РАБОТАТЬ, ИМЕЯ НЕСКОЛЬКО ГРАЖДАНСТВ:

ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующем случае:

- наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данное ограничение, связанное с гражданской службой, установлено пп. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014)

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТA

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014))

ФСБ РОССИИ

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22.12.2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

ПРОКУРАТУРА

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)).

ПОЛИЦИЯ

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

РАБОТА СО СВЕДЕНИЯМИ, СОСТАВЛЯЮЩИМИ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 (в ред. от 04.02.2011).

P.S. Знаете, я настолько возмутилась от этой дезинформации, что снова смогла вернуться к миграционным сказкам.